9 культовых экранизаций

9 культовых экранизаций Стивена Кинга

Сохраняем у себя на стене

Самые важные фильмы по Кингу и их культурные последствия от массового паломничества к белому дубу до бродвейских постановок.

Настало время вспомнить о том влиянии, которое писатель, часто сам того не желая, оказал на кинокультуру. Не все из перечисленных ниже фильмов нравятся Кингу, некоторые не очень нравятся и зрителям. Но все они имеют длиннющий культурный шлейф из пародий, ремейков, видеоклипов, музыкальных тем и даже туристических маршрутов.

1. Побег из Шоушенка, Фрэнк Дарабонт

Первое место в списке лучших фильмов по версии IMDB и КиноПоиска, семь номинаций на Оскар, любимое кино Нельсона Манделы (который сам просидел 27 лет в тюрьме) и любимая экранизация самого Кинга наряду с Останься со мной (см. ниже), копия которой хранится в Библиотеке Конгресса. Короче, Побег из Шоушенка это официально лучший в мире фильм, эталон режиссуры, голливудского сторителлинга и экранизаций Кинга. Белый дуб, под которым герой Тима Роббинса оставляет записку герою Моргана Фримана (а это реальное дерево в районе национального парка Малабар), стало местом паломничества. Десятки спортсменов называли его идеальным мотивационным кино. Это совсем не удивительно: фильм насквозь пропитан христианским символизмом и, в общем, смотрится как сказка сказок (примерно таков же был секрет успеха первых Звездных войн, успешно применивших универсальную формулу мифа). Возвышенный броманс между персонажами Роббинса и Фримана тоже работает на размягчение зрительских сердец.

Разумеется, весь этот пафос требует комической разрядки, поэтому сцена чудесного побега Энди Дюфрейна пародировалась в бесчестном количестве фильмов от Мистера и миссис Смит до Очень страшного кино. В Симпсонах тоже хватало забавных отсылок к картине Дарабонта. Например, в одной из серий якобы севший на диету Барт прячет конфеты в дырке в стене, которую прикрывает постером правда, не Риты Хэйворт, а клоуна Красти.

2. Зеленая миля, Фрэнк Дарабонт

Вторая (и не последняя была еще Мгла 2007 года) экранизация Кинга Дарабонтом идет три часа и тоже старается задеть за живое даже самых черствых зрителей. Хотя это упражнение режиссера в формате большого и доброго кино и не получило культового статуса, сравнимого с популярностью Побега из Шоушенка.

Тем не менее выражение пройти зеленую милю затем не раз звучало в фильмах и сериалах. А сама Миля вошла во все возможные списки культовых, лучших, преступно обойденных призами, слезоточивых и даже самых расистских картин (персонажа Майкла Кларка Дункана некоторые интерпретировали как удобного негра, безвредного и даже полезного для белых) и породила множество пародий во все тех же Симпсонах и в Робоцыпе. В самом деле, драма о тюремной дружбе чернокожего здоровяка и маленькой мышки, номинированная на Оскар в четырех категориях, да еще и с Томом Хэнксом в роли страдающего от простатита тюремщика это так пафосно, что всерьез над ней можно только смеяться.

3. Кэрри, Брайан де Пальма

Фильм де Пальмы, пожалуй, эталонный пример уважительной экранизации Кинга, фактически ни в чем не отступившей от первоисточника. Поклонник Хичкока и полиэкрана смог идеально передать ад консервативной школы и ужасы полового созревания в атмосфере буллинга. Залитая с головы до пят свиной кровью и убивающая взглядом Сисси Спейсек навсегда вошла в пантеон хоррор-классики. Кэрри удостоилась довольно бессмысленного сиквела 1999 года и унылого ремейка 2013 года. По мотивам романа были также поставлены телефильм с хеппи-эндом (Кэрри выживает), мюзикл, считающийся самым дорогим провалом за всю историю Бродвея, и комедийное шоу. Любопытно, что все они заслужили похвалы Кинга, в целом не испытывающего нежных чувств к своей первой книге (на самом деле четвертой, если считать произведения, написанные под псевдонимом Ричард Бахман). Дело Кэрри живет и по сей день. В одном из эпизодов подросткового сериала Ривердэйл школьники ставят в актовом зале одноименный мюзикл.

4. Сияние, Стэнли Кубрик

Сияние Стэнли Кубрика, хоть и вызвало недовольство Кинга и презрение Дэвида Кроненберга (Кубрик не понимает суть хоррора, а я понимаю, хвастался Кроненберг), фактически закрыло тему дома с привидениями. Теперь все фильмы этого поджанра неизбежно сравнивают с историей неудачной зимовки семьи Торренс в отеле Оверлук. Естественно, сравнения всегда не в их пользу. Взять хотя бы более близкий букве романа мини-сериал Мика Гарриса (сценарий к нему был написан Кингом), не вызвавший восторга ни у критиков, ни у зрителей. В итоге вставленная в фильм Кубриком фраза All work and no play makes Jack a dull boy (Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья) украшает футболки и чашки в сувенирных лавках и даже произносится поврежденным суперкомпьютером в игре Command and Conquer. Renegade. Целые сцены из Сияния пародируются и копируются в мультфильмах и игровых сериалах (В Филадельфии всегда солнечно, Сверхъестественное, Лучше позвоните Солу, Ясновидец), компьютерных играх (The Blood, The Suffering, Alan Wake) и клипах (Spit it Out Slipknot, Please Dont Leave Me Pink или в снятом Джонатаном Глейзером для Massive Attack Karmacoma).

Особняком стоит ностальгический сай-фай Стивена Спилберга Первому игроку приготовиться, где отель Оверлук с его сестрами-близняшками Грейди и кровавой рекой, льющейся из лифта, превратился в один из уровней игры ОАЗИС. Впрочем, влияние фильма проявляется в хоррорах не только про страшные дома. Дэвид Роберт Митчелл, режиссер недавнего Оно о смерти как болезни, передающейся половым путем, позаимствовал у кубриковской экранизации как минимум круговой тревеллинг камеры.

5. Кристина, Джон Карпентер

Машина-убийца появлялась в кино еще задолго до Кристины, достаточно вспомнить хоррор 1970-х Автомобиль и серии Сумеречной зоны 1960-х годов (Тебе водить и Кое-что об автомобилях). Однако именно блестящая экранизация Карпентером кинговского романа про ревнивое авто получила заслуженный культовый статус и обросла подражаниями и пародиями. Почему? Да просто Кинг, Карпентер и красный Плимут Фьюри 1958 года выпуска очень удачно вписались в ретромоду ранних 1980-х на поздние 1950-е. Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырех. Музыкальная тема Джорджа Торогуда Bad to the Bone, под которую заглавная тачка съезжает с детройтского конвейера, с тех пор бесчисленное количество раз использовалась в саундтреках фильмов как предвестник опасного угара. Наконец, сцену из фильма пересказал своими словами все тот же Джонатан Глейзер в клипе Radiohead Karma Police.

6. Оно, Томми Ли Уоллес

Пеннивайз является не единственным страшным клоуном в массовой культуре. Был еще серийный убийца и педофил Джон Уэйн Гэйси, изображавший на детских утренниках клоуна Пого и приговоренный к 21 пожизненному заключению и 12 смертным казням. Да и Рональд Макдональд с Джокером тоже довольно популярны. И все же именно древнее зло из городка Дерри, принимавшее также обличья Пола Баньяна или паучихи, по праву может считаться главным клоуном-убийцей в поп-культуре. Слава его началась с телефильма 1990 года бесподобного выхода Тима Карри.

Но у нового поколения есть свой Пеннивайз Билл Скарсгард из фильма Андреса Мускетти (в 2019 году выйдет уже вторая часть нового Оно). А подражателей Пеннивайза не счесть: Твисти в четвертом сезоне Американской истории ужасов, психопаты в ярком мейкапе из триллера Роба Зомби 31, заглавный герой из хоррор-комедии Клоун, который нанес себе грим на потеху детям, да так и не сумел его смыть.

Отдельного упоминания достоин Пеннивайз из вышедшего ограниченным тиражом комикса Симпсоны Правда, там у него зеленые волосы. Клоун появлялся и в пародийных скетчах Saturday Night Live, где его изображала комикесса Кейт МакКиннон, известная по новым Охотникам за привидениями. Именем этого воплощения зла из Дерри назвалась даже безобидная американская поп-панк-группа.

7. Кладбище домашних животных, Мэри Ламберт

Это первая экранизация Кинга, снятая именно там, где и происходит действие его книг в штате Мэн. Хотя картина Мэри Ламберт, прежде известной, скорее, по клипам Мадонны и Стинга (их любил сам писатель, одобривший кандидатуру режиссера), и встретила неоднозначную реакцию критики, она задала золотой стандарт постановок Кинга. С тех пор их принято снимать именно в Мэне (ну, хотя бы отдельные сцены). Образ Гейджа (Мико Хьюз), мальчика-зомби со скальпелем в руке, превзошел по популярности сам фильм. Пожалуй, это один из самых жутких детей-убийц в кино (кстати, Хьюз потом окончил Гарвард и стал детским иллюстратором). По версии канала IFC, Кладбище домашних животных занимает 16-е место в списке лучших экранизаций Кинга, а снявшиеся в нем актеры до сих пор ездят на хоррор-конвенции и отвечают там на вопросы фэнов. Кроме того, Кладбище навсегда вошло в историю поп-музыки. Любимая группа Кинга The Ramones специально сочинила для него песню.

8. Останься со мной, Роб Райнер

Ностальгическая, сентиментальная и очень личная повесть Стивена Кинга Тело о детстве в Касл-Роке 1950-х была блестяще экранизирована Робом Райнером и получила название баллады Бена И. Кинга, звучащей на финальных титрах. Культовый статус фильму обеспечили не столько номинации на Оскар и Золотой глобус, сколько харизма юного Ривера Феникса и четырех его товарищей по детской банде (в числе которых был и Кифер Сазерленд). Звездой 15-летнего Феникса стали считать как раз после этого фильма. Крепкая сценарная основа также сделала Останься со мной мощным инструментом культурного влияния. Например, совершенно тарантиновские диалоги об американской поп-культуре прозвучали тут задолго до дебюта Тарантино и явно повлияли на него.

Фильм снимали в Браунсвилле, Орегон, и его популярность превратила городок в место настоящего туристического паломничества. С 2007-го день фильма там празднуется официально 23 июля.

9. Мизери, Роб Райнер

Еще одна экранизация Кинга, сделанная Роба Райнером, подарила исполнительнице главной роли Кэти Бейтс Оскар и Золотой глобус, а зрителям образ Энни Уилкс, одной из самых запоминающихся поклонниц номер один в истории кино. Любопытно, что история писателя, угодившего в плен к психопатке с молотком в руках, спустя годы была переработана сценаристом фильма Уильямом Голдманом в пьесу. В бродвейской постановке писателя играл Брюс Уиллис, а его поклонницу Лори Меткаф, но помнить мы все же будем именно Кэти Бейтс, а также ее свинку Мизери и керамического пингвинчика. Кстати, в своей последней картине Не в себе Стивен Содерберг позволил себе скопировать финал Мизери с мнимым возвращением убитого маньяка. Будем считать это жестом любви.

Источник: